АУТИЗМ
Для выяснения картины целостного развития ребенка используется диагностическая карта, разработанная К.С.Лебединской и О.С.Никольской и анкетирование родителей. Исследуя сферу общения, важно обратить внимание на:
- визуальный контакт, узнавание близких, реакция на нового человека,
- реакция на словесные обращения, на имя, на речь,
- наличие или отсутствие адекватных жестов,
- поведенческие особенности,
- отношение к окружающему,
- состояние речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, связные высказывания).
Основные задачи логопедической работы при аутизме:
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- активизация речевой деятельности;
- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
- дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
Этапы коррекционно-развивающей работы:
1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.
2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.
3 этап – коррекционные занятия
4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года.
Направления логопедической коррекции при аутизме.
1.Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Важно привязать комментарий к опыту самого ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, на его бессмысленную активность; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные («Давай пожалеемся», «Молодец, нарисовал линию», «Нельзя обижать ребят»); прояснять причинно-следственные связи («Мы сейчас оденемся и пойдём на прогулку», «После еды пойдём мыть рот»), давать представление об устройстве предметов и сути явлений. На этом этапе очень важна роль взаимодействия специалистов и родителей. Они могут прокомментировать чувства ребёнка, его поведенческие реакции.
2.Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь можно использовать в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, привлекать внимание каждый день за счёт любимых сюжетов. А когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребенок. Рисунки складываются в альбом или развешиваются дома на стене.
3.Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую необходимо восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.
Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:
- Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного. Для этих целей можно использовать интерактивные игры портала МЕРСИБО («Кто в домике живёт?», «Домашние животные», «Дикие животные» др.) В подходящий момент игры, иногда удаётся сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот в момент произнесения звуков и слов.
- Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции.
Этого можно достичь с помощью отхлопывания, отстукивания и др. Можно использовать, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал», «Прыг-скок, прыг-скок, провалился потолок». С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии можно стимулировать вокализации, словесные реакции аутичного ребенка. Читая хорошо знакомые ребёнку стихи или пропевая песни, делается паузу в конце строфы, провоцируя его на договаривание нужного слова.
- Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция)
В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня,родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает, ША – шарики, Е – едет). Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной ситуации слово.
Особые сложности в работе по растормаживанию речи возникают с детьми, которые постоянно «лопочут» или поют «на своем языке», или мычат, скрежещут зубами, щелкают языком. Работа по провоцированию на подражание с такими детьми, чаще всего, невозможна. Единственный выход – это обыгрывание их вокальной аутостимуляции.
Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Ребёнок зачастую сам выбирает себе занятие, игрушку, пособие. Поэтому работа педагога в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.
Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.
Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :
- формирование целенаправленного поведения и понимание речи;
- комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам;
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
-вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи;
- развитие активного и пассивного словарного запаса;
- развитие мелкой моторики.
В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).