Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

АУТИЗМ

Для выяснения картины целостного развития ребенка  используется  диагностическая  карта, разработанная К.С.Лебединской и О.С.Никольской и анкетирование родителей. Исследуя сферу общения, важно обратить внимание на:

  • визуальный контакт, узнавание близких, реакция на нового человека,
  • реакция на словесные обращения, на имя, на речь,
  • наличие или отсутствие адекватных жестов,
  • поведенческие особенности,
  • отношение к окружающему,
  • состояние речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, связные высказывания).

Основные задачи логопедической работы при аутизме: 

  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  •  активизация речевой деятельности; 
  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

Этапы коррекционно-развивающей работы:  

1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.                                                                                                                                             

2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.

3 этап – коррекционные занятия 

4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года.

  Направления логопедической коррекции при аутизме.                                                                

1.Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Важно привязать комментарий к опыту самого ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, на его бессмысленную активность; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные («Давай пожалеемся», «Молодец, нарисовал линию», «Нельзя обижать ребят»); прояснять причинно-следственные связи («Мы сейчас оденемся и пойдём на прогулку», «После еды пойдём мыть рот»), давать представление об устройстве предметов и сути явлений. На этом этапе очень важна роль взаимодействия специалистов и родителей. Они могут прокомментировать чувства ребёнка, его поведенческие реакции.                                                                                                                                   

2.Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь можно использовать  в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, привлекать внимание каждый день за счёт любимых сюжетов. А когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребенок. Рисунки складываются в альбом или развешиваются дома на стене.                

3.Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи). 

 При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую  необходимо восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.

Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:                                                            

  • Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного. Для этих целей можно использовать интерактивные игры портала МЕРСИБО («Кто в домике живёт?», «Домашние животные», «Дикие животные» др.) В подходящий момент игры, иногда удаётся сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот в момент произнесения звуков и слов.                                                                                                                                                                           
  • Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции.                                              

Этого можно достичь с помощью отхлопывания, отстукивания и др. Можно использовать, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал», «Прыг-скок, прыг-скок, провалился потолок».  С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии можно  стимулировать вокализации, словесные реакции аутичного ребенка. Читая  хорошо знакомые ребёнку стихи или пропевая песни, делается  паузу в конце строфы, провоцируя его на договаривание нужного слова.                                                                                                                                 

  • Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция)           

В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня,родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает, ША – шарики, Е – едет). Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной ситуации слово.                                                                                                                                 

Особые сложности в работе по растормаживанию речи возникают с детьми, которые постоянно «лопочут» или поют «на своем языке», или мычат, скрежещут зубами, щелкают языком. Работа по провоцированию на подражание с такими детьми, чаще всего, невозможна. Единственный выход – это обыгрывание их вокальной аутостимуляции.                           

Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Ребёнок зачастую сам выбирает себе занятие, игрушку, пособие. Поэтому работа педагога в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.                                                                                                               

Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.                                              

Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :                                                                                                                                                                                   

формирование целенаправленного поведения и понимание речи;                                                                              

- комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам;                                                                                                                                                                               

 - развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;                                                                                                                       

-вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи;                                                                           

- развитие активного и пассивного словарного запаса;                                                                                          

- развитие мелкой моторики.                                                                                                                                    

 В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
uCoz