Суслова Т.Н.,
логопед РГОУ ППМС центра «Радость»,
Тодышева В.М.,
врач - психиатр,
заведующая дошкольным отделом АДГБ,
г. Абакан
Сопровождение ребенка (подростка), имеющего проблемы речевого развития.
В последнее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе и недостатки речевого развития с усложнением структуры дефекта. По данным статистического отдела института физиологии детей и подростков из 100 рожденных детей – 8,7 % здоровые дети, а 91,3% - дети рождены с различными аномалиями, 30% из которых не поддаются коррекции вообще. По многочисленным данным российских ученых количество детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении неуклонно растёт и приближается к 70%. Причиной тому являются различные негативные факторы, приводящие к значительным изменениям состояния здоровья детей.
В связи с этим, повышается значимость служб сопровождения, оказывающих помощь детям с проблемами речевого развитии. Служба сопровождения обеспечивает многопрофильную, комплексную помощь различных специалистов: логопеда, психиатра, невролога, физиотерапевта, массажиста, психолога.
Критерием эффективности сопровождения являются показатели удачно решенных проблем речевого развития. При отсутствии своевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности.
В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития можно выделить следующие этапы работы: диагностический, деятельностный и рефлексивный.
Диагностический этап – это всестороннее обследование ребенка.
Обследование проводится на основе анализа медицинской документации и психолого-педагогического исследования по общепринятым в логопедии методикам.
Деятельностный этап требует согласованной работы специалистов сопровождения.
С ребенком, имеющим проблемы речевого развития, начинает работу логопед. Это ведущий специалист. Логопед организует содружественную работу разных специалистов. В каждом конкретном случае проявления той или иной речевой патологии логопед использует помощь невролога, физиотерапевта, массажиста, психолога. Логопедическое воздействие, направленное на речь и личность ребенка, является всегда обязательным и определяющем в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий.
. Идея комплексного подхода в системе логопедической помощи детям акцентируется на диагностических аспектах этой помощи. Это вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда с представителями смежных дисциплин. Основной формой сотрудничества логопеда с врачами и другими узкими специалистами становится получение от них информации, способствующей уточнению речевого диагноза (определение структуры дефекта). Осмысленный взаимообмен информацией способствует полноценному сотрудничеству специалистов, и помогает строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему.
Невролог - определяет причину и структуру дефекта, назначает медикаментозное лечение, которое нормализует деятельность ЦНС и вегетативной нервной системы. В работе с заикающимися детьми и подростками медикаментозное лечение ослабляет судороги речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом. По нашим наблюдениям, роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается, это объясняется усложнением клиники заикания, вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения. В связи с этим у детей и подростков с данной речевой проблемой наблюдаются частые спады настроения, страхи, реактивные состояния. Медикаментозное лечение детей и подростков с заиканием (и другими проблемами речевого развития) является существенным компонентом комплексного метода, т.к. в комплексе с другими лечебными компонентами оно даёт хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы, способствует профилактике рецидивов.
Физиотерапевт – при заикании, дизартрии, алалии, ринолалии в комплексе с медикаментозной коррекцией применяет физиотерапевтические процедуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. Таким детям свойственны неврозы, в основе которых лежат нейродинамические нарушения взаимосвязи процессов возбуждения и торможения. Клинические проявления во многом зависят от возраста детей. При заикании и других видах речевых расстройств большое значение имеет:
- водолечение (ванны способствуют усилению ослабленных тормозных процессов, улучшению мозгового и периферического кровообращения, обменных процессов – эффективно чередовать электросон с ваннами);
- гальванизация и лекарственный электрофорез применяют, выбирая соответствующую локализацию воздействия;
- синусоидальные модулированные токи (СМТ) применяют при локализации электродов в области оральной (речевой) мускулатуры;
- гальваногрязь – на воротниковую зону имеет мощное нервно-рефлекторное стимулирующее воздействие, улучшает, в том числе мозговое кровообращение;
- магнитолазерная терапия. В комплексном лечении заикания и других видов речевых расстройств, можно применять лазеропунктуру с помощью аппарата МИЛТА. В основе физиологического действия лазеропунктуры:
- раздражение нервных окончаний;
- возбуждение нервных центров;
- стимуляция физиологических функций;
- улучшение микроциркуляции.
массажист (при заикании, дизартрии, алалии, ринолалии) выполняет
стимулирующий, успокаивающий (седативный), точечный массаж (по
показаниям). Массаж активных речевых точек способствует улучшению
артикуляции, просодической стороны речи. Рекомендуется сочетать массаж
артикуляционных органов с массажем кистей рук. Это благотворно
сказывается как на развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка,
так и на общем развитии речи.
Участие родителей в процессе сопровождения ребенка (подростка) является обязательным. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у детей разного возраста эффективно устраняется с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Специалисты знакомят родителей с поэтапной «пошаговой» системой занятий с детьми. Используя помощь родителей, специалисты получают высокие результаты по коррекции речевого развития детей.
Заключительный (рефлексивный) этап в работе по сопровождению не менее важен. Но на данном этапе недостаточно отлажены связи со специалистами ОУ, в которых занимаются дети с проблемами речевого развития. Нет согласованности в работе и единства требований к речи ребенка (подростка), получающего коррекционную помощь. Эта несогласованность проявляется в недостаточной информированности специалистов ОУ. Например, заикающийся ребёнок (подросток) должен освобождаться от проверки техники чтения, т.к. в течение длительного курса коррекционных мероприятий он нарабатывает навык плавной речи на выдохе, а при проверке «скорости» чтения, он этот навык, не только утрачивается, но и само заикание переходит в более сложную форму. То есть эта проверка провоцирует рецидив. Другой пример, ребёнку поставлены звуки, которые отсутствовали в речи, но для того чтобы ребёнок их произносил правильно, необходим контроль не только со стороны родителей, но и специалистов ОУ, т.к. ребёнок большую часть времени проводит в стенах ОУ. Но многие специалисты считают, что это не входит в их должностные обязанности. Ребенок со временем утрачивает навык правильного произношения поставленных звуков, что порой ведёт к возникновению специфических ошибок в письменной речи и снижению успешности обучения.
Для того чтобы сопровождение было эффективным, команда специалистов должна быть постоянной, предъявляющей единые требования на всех этапах коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими проблемы в речевом развитии, а так же должна присутствовать преемственность в работе со всеми специалистами ОУ.
Литература
1.Бадалян Л.О. Детская неврология - М.: Медицина, 1984.
2.Грибова О.Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе
логопедического обследования.
3.Обросов А.Н., Карачевцева Т.В., Ясногородский В.Г. Руководство по
физиотерапии и фмзиопрофилактике детских заболеваний – М.: Медицина,
1987.
4.Ушаков А.А. Руководство по практической физиотерапии. М.:, 1996.
5..Шипицина Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2003.