Цель индивидуальной логопедической работы: создание условий для максимальной коррекции всех компонентов речи.
Задачи:
- активизировать небно-глоточное смыкание (или растормаживание мягкого нёба) после операции, приучать ребёнка к новым кинестезиям;
- формировать диафрагмальный типа дыхания и целенаправленный ротовой выдох;
- устранить носовой оттенок голоса, провести коррекцию звукопроизношения. Полностью автоматизировать новые навыки.
Для ребёнка с расщелиной губы и нёба характерно:
- патологическое положение языка в полости рта(рефлекторно сдвигается тело языка назад и образует высокий подъём корня языка и смещение его вглубь ротовой полости);
-нарушение речевого дыхания и назализованный оттенок речи(сообщение полости рта и носа создает увеличение резонирования носовой полости и речь становится гнусавой);
- активизация лицевых мышц(попытки исключить воздуха через нос приводят к появлению носовых ужимок и гримас);
- тотальное нарушение звукопроизношения. Страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их слова как смысловые единицы). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, письменной речи в школе;
- речь малопонятна для окружающих, происходит нарушение коммуникативных функций речи и постепенное нарушение связи с социумом. Все эти негативные факторы ведут к своеобразному развитию личности ребёнка с расщелиной губы и нёба и сказываются на формировании его психики.
Направления коррекционной работы:
Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата, влияния ограничения функций нёбно-глоточного аппарата на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции ребёнка на свое состояние. В зависимости от этого дифференцируются методические приёмы при соблюдении принципа индивидуального подхода.
Основные направления коррекционной работы:
- работа над речевым дыханием;
- работа над артикуляцией;
- работа над активизацией нёбной занавески;
- работа над голосом.
Первый этап
Цель: формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие подвижности небно-глоточного кольца, артикуляционной моторики, постановка гласного звука А.
1.Постановка правильного диафрагмального дыхания.
Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание в положении лёжа, сидя, стоя). Приложение 1
Дыхание животом. На вдохе живот надувается, на выдохе медленно втягивается. Вдох произвольно носом, выдох – медленно, спокойно, ртом, через слегка сомкнутые губы. Для контроля одна рука на животе, другая – на груди, при дыхании должна двигаться только рука, лежащая на животе (плечи и грудная клетка при дыхании неподвижны).
2.Расслаюляющие упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, гортани, лицевой мускулатуры, челюстей, губ, языка.
Родителям на этом этапе можно рекомендовать ежедневно проводить упражнения, которые у ребёнка правильно получаются и не требуют особой четкости выполнения:
- глотание;
- полоскание горла жидкостью;
- вылизывание чего-либо из блюдца, с выгнутой поверхности ложек;
- пересчитывать зубы, упираясь языком в каждый зуб;
- выплёвывать губами (зубами) семечек, риса, гороха;
- выполнять упражнение плотно сомкнутыми губами «поцелуй»;
- удерживание губами различных мелких предметов.
В детском саду воспитателю и музыкальному работнику можно рекомендовать на этом этапе проводить с ребёнком голосовые (вокальные) упражнения.
Второй этап.
Целью занятий второго этапа является закрепление навыка диафрагмального дыхания, нёбно-глоточного смыкания и закрепление произношения гласных звуков и их сочетаний.
-
Общие артикуляционные упражнения. Приложение 2 Приложение 3
- Упражнения для активизации нёбно-глоточного кольца.
- Переход от гласного звука «А» к другим гласным звукам в следующей последовательности: Э О У Ы И Приложение 4
Третий этап.
Цель: Закрепление навыка нёбно-глоточного смыкания в специально подобранных речевых упражнениях с использованием гласных звуков и некоторых согласных, исключая носовые.
1.Продолжить общие артикуляционные упражнения.
2.повторять упражнения для активизации нёбно-глоточного кольца. Произнесение сочетаний гласных.
3.Постановка некоторых согласных звуков: Приложение 5
- умение выделять его среди других;
- правильно воспроизводить артикулему;
- применять это умение в потоке связной речи. В процессе постановки привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы.
- Коррекцию звуков начинать строго индивидуально с наиболее доступных данному ребёнку.
Наиболее доступными являются следующие согласные звуки:
Ф, ФЬ, В, ВЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Х, Л, Й (последовательность постановки индивидуальна) –
отрабатываются поставленные звуки в виде повторений слогов, слов, фраз.
Четвёртый этап. Приложение 6
Цель: Формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса.
1.Повторение артикуляционных упражнений (по показаниям), формирование речевого
дыхания.
2.Автоматизация поставленных звуков.
3.Постановка следующих согласных звуков, упражнения на их автоматизацию.
Это могут быть следующие звуки (опять же подход строго индивидуальный):
Б, БЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, М, МЬ Н, НЬ.
4.Упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания
5.Упражнения, направленные на воспитание навыка управления нёбно-глоточного
смыкания. Произносить сочетания типа: пн, кн, тн, бн и т.д. пан-бан, фен-вен, ниф-ниф,
наф-наф, нуф-нуф и фразы со словами: вон, мы, на, нам и т.д.
Пятый этап.
Цель: Применяя навык ДРД закреплять поставленные звуки в речи, а также провести
дифференцировку звуков.
1.Повторение упражнений на дифференциацию дыхания и артикуляционных упражнений
(по показанию).
2.Постановка всех остальных звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, РЬ (строго индивидуально) многие звуки в это время могут появляться спонтанно.
3.Дифференциация близких по звучанию и образованию звуков: пар мягких и твёрдых согласных, звонких и глухих, шипящих и свистящих, фрикативных и аффрикат.
4.Проговаривание слов, фраз, текстов с поставленными звуками.
Шестой этап .
Тренировка свободной речи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания.
Количество занятий каждого этапа определяется в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Можно исключать некоторые приёмы, заменять другими, в качестве исходного звука брать любой другой, если он звучит без назального оттенка.
Большое значение для устранения назального оттенка голоса имеют вокальные упражнения. Начинать их надо в период постановки гласных звуков и использовать на протяжении всего курса занятий.
В речевой карте описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врождённого дефекта (пластические операции губы и нёба; при расщелине верхней губы отмечается её подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки: форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность нёбной занавески; язык – его позиции в полости рта, состояние корня и кончика, отмечая его излишнюю напряжённость или вялость. Ограничение подвижности: изменение зубных рядов фиксировать лишь в случае их влияния на речь. Изменения прикуса отмечать обязательно, так же как при наличии ортодонтического аппарата необходимо записать цель его наложения, вид, плотность фиксации. Проверяется направленная воздушная струя для этого ребёнку предлагается плюнуть. Подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком это выполняется с открытыми и зажатыми крыльями носа.