Суслова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР детский сад «Василёк»
г. Абакана Республики Хакасия
Причины возникновения заикания у детей и направления коррекционной деятельности специалистов.
Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет.Что можем сделать мы, чтобы вовремя помочь ребёнку? Мы можем вовремя распознать и не пропустить первые признаки заикания: -
когда ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от 2-х часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить, но уже заикаясь)
– если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
- когда начинает употреблять перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- когда повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- когда появляются вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- когда отмечаются затруднения перед началом речи.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (логопеду, психоневрологу, психологу), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Что вызывает у детей заикание? Причины могут быть разные:
- в период развития фразовой речи (от2-х до 5 –ти лет) как результат недостаточно сформированного речевого механизма ребёнка. Появившиеся запинки могут закрепиться в речи, и далее возникает заикание;
- частые и тяжело протекающие заболевания, ослабляющие организм ребёнка;
- ребёнок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при неблагоприятной наследственности;
- заикание проявляется в результате неправильного воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей, внезапные переходы от ласки к ругани, запугивания, наказания. Такие неправильные приёмы воспитания служат постоянными психическими травмами и как результат
– заикание;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая невнятная речь родителей;
- перегруз детей младшего возраста речевым материалом. Например, только ребёнок овладел фразовой речью, родители активно начинают его развивать, разучивая с ним стихи, сказки, песни, часто водят его в музей, театры, кинотеатры, явно перегружая малыша различного рода информацией, нередко малодоступной детскому пониманию; - подражание заикающимся. Он подражает только лицам, к которым испытывает сильное влечение, или копирует действия, которые его привлекают(родители, старшие братья и сёстры);
- переучивание леворукости;
- В «здоровых» в социальном отношении семьях, допускаются серьёзные педагогические просчёты, связанные с завышенными требованиями, предъявляемыми детям уже в раннем возрасте. В наше время считается очень престижным, когда ребёнок занимается иностранными языками, посещает бассейн, музыкальные занятия и т.п. Родители постоянно внушают своим детям, что нельзя бездельничать, нужно заниматься полезными делами, подготавливая себя к «взрослой» жизни, в которой необходимо занять достойное место. И послушные дети с усердием занимаются «делом». В подобной системе воспитания родители,предусмотрели все до мелочей и спортивные занятия в секциях, которые должны были бы уравновесить интеллектуальные нагрузки. Но дети лишаются детства, превращаются в маленьких взрослых, постепенно приобретают гиперсоциальные черты характера (я – первый), в дальнейшем нагрузки те же, а успешность и работоспособность снижаются. И вступает в действие механизм «порочного круга». Утомление постепенно накапливается. Может ухудшиться сон, появляются раздражительность, плаксивость, неуверенность в своих силах, т.е. возникают первые симптомы неврастении, которая представляет собой хорошо «удобренную» почву для возникновения и развития заикания.Прогноз преодоления заикания зависит, от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психологических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Менее эффективно и успешно устранения заикания, которое возникло вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. Из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.Комплексное воздействие на заикающегося состоит из таких направлений.1.Медицинское воздействие (невролог, физиотерапевт, массажист).Невролог - определяет причину и структуру дефекта, назначает медикаментозное лечение, которое нормализует деятельность ЦНС и вегетативной нервной системы. В работе с заикающимися детьми и подростками медикаментозное лечение ослабляет судороги речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом. Медикаментозное лечение детей с заиканием является существенным компонентом комплексного метода, т.к. в комплексе с другими лечебными компонентами оно даёт хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы, способствует профилактике рецидивов. Физиотерапевт – при заикании в комплексе с медикаментозной коррекцией применяет физиотерапевтические процедуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. Таким детям свойственны неврозы, в основе которых лежат нейродинамические нарушения взаимосвязи процессов возбуждения и торможения. Клинические проявления во многом зависят от возраста детей. Массажистпри заикании выполняетстимулирующий, успокаивающий (седативный), точечный массаж (по показаниям). Массаж активных речевых точек способствует улучшениюартикуляции, просодической стороны речи. 2.Психолого-педагогическоевоздействие (логопед, психолог, педагоги , родители). Логопедическое воздействие, направленное на речь и личность ребенка, является всегда обязательным и определяющем в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий.
При отсутствиисвоевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков у большинства заикающихся детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитиемличности. Чаще всего такие люди малообщительны, с комплексами, неуверенностью в себе. Если такому человеку во время не оказать помощь он не сможет реализоваться как личность.
Список литературы:1.Бадалян Л.О. Детская неврология - М.: Медицина, 1984.2.Грибова О.Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования. 3. Зиздо Н.В. Заикание: как помочь ребёнку. 4.Селивёрстов В.И., Парамонова Л.Г. Логопедия. Методическое наследие.Нарушение темпа и ритма речи. – М ., «Владос», 2003.
5..Шипицина Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое
консультирование и сопровождение развития ребёнка. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2003.