У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Логопедическое сопровождение обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития
Цель
логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи:
-Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках
занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- Обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
-Учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
-Формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;
-Учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему;
-Привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
-Формировать у детей невербальные формы коммуникации;
-Развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
-Учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своѐм состоянии, выражении просьб и др.
-Учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
-Создавать у детей предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;
-Развивать звуковую культуру речи;
-Учить понимать и выполнять простейшие инструкции;
-Развивать слуховое внимание и восприятие;
-Развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция)
-Учить ребѐнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;